|
Синий бархат / Blue Velvet (1986)В картине Линч изображает благостный провинциальный мирок, по сути дерёвню, то есть минимальную административную единицу государства, где, в следствие минимальности, всё должно быть элементарно и просто. Деревня — это такое место, где никогда не кипят страсти; это место, далекое от суеты мегаполисов. Сюда в своих мыслях и фантазиях стремятся городские жители, чтобы обрести гармонию. Но, как говорится, ЧУ! Оказывается, что в доме по соседству есть мрачные тайны. Там царит порок! За аккуратными фасадами ухоженных домиков таится настоящее зло, способное погубить тебя. Линч изображает смерть в современном Эдеме, изъеденную червоточинами сельскую пастораль. Идеальный фрагмент: главный герой фильма, Джеффри Бомон, идет через лесную зону в больницу к отцу (этот благообразный джентльмен, упавший наземь, является его отцом). Сначала взгляд Джеффри падает на сарай. Потом на камень, который он подымает и бросает в пустую бутылку возле сарая. Этот бросок говорит о том, что Бомон хочет попасть в бутылку и разбить ее, как и все, что сделано человеческими руками, что нарушает безупречность природы. Бомон не попадает в бутылку, но на обратном пути повторяет попытку. В поисках камня он натыкается на человеческое ухо — вещь, инородную не только для леса (человек тысячи лет назад покинул лес), но и для человеческой среды (разумеется, что люди не разбрасываются своими ушами по доброй воле). Джеффри начинает расследовать "дело об ухе" отнюдь не потому, что хочет поиграть в Шерлока Холмса, а потому, что хочет восстановить всемирную гармонию (как в целом, так и в частности — в человеческой среде). Встретив в полицейском участке равнодушного следователя, который буднично говорит: "Да, это действительно человеческое ухо", Бомон понимает, что полиция не имеет (или забыла) никаких представлений о всемирной гармонии и потому неспособна эту гармонию восстановить. Затем Линч идет еще дальше: ему недостаточно аккуратных фасадов, он показывает, что "червоточинами" изъеден и сам Бомон. Идеализируя Бомона до персонажей комиксов, внезапно Линч ошарашивает зрителя одной характерной сценой. Мало того, что Бомон тянется к "униженным и оскорбленным", пренебрегая хорошими пасторальными девочками (внешне неприятная Лаура Дерн, чья уродливость особенно заметна в сцене ее рёва), так он их еще и пиздит! Сцена, когда Бомон наносит удар по скуле Дороти Вэланс, а потом, не удержавшись, бьет женщину вновь и вновь, попросту гениальна! На Линча поистине снизошло какое-то озарение, когда он прописывал эту сцену в сценарии. Она является ключевой. Во-первых, этой сценой Линч доводит до совершенства свою мысль о несовершенстве мира. Джеффри Бомон предназначен спасти Дороти Вэлэнс от зла, персонифицированного в маньяке Фрэнке Буте (Деннис Хоппер), который нещадно ее терроризирует, держа в заточении ее мужа и сына (для того, чтобы хотя бы изредка встречаться с ними, Дороти должна терпеть избиения и сексуальные притязания Фрэнка, заявляющегося набегами). Но что в результате: Джеффри точно так же, "набегами", посещает Дороти. Он ее трахает и, в ключевой сцене, избивает. А потом горько плачет, проснувшись поутру в своей кроватке, глядя на стену, где висит, начиная с детских его годов, какая-то фигня. Детство закончено, мальчик, говорит ему эта фигня, висящая на стене. И это поистине какая-то достоевщина! |
||||||||||||||||||
2008 © Дэвид Линч. >>> Обратная связь<<< |
Дьявол с обаятельной улыбкой | Он не устает сводить с ума публику | Ключ к его фильмам | Его женщины | Его попытка сделать | Его Твин Пикс | Колдовская музыка к его фильмам | Мне ненужно было хорошо учиться | Он влюблен в свое творчество | Работа начинается |